Статьи
Законы Жировой Клетки
Зарисовки
Мысли
Колонка Жанны Русецкой


На главную страницу

Статьи

Чего-то ты, Герасим, не договариваешь…

В юности была у меня подруга, мама которой, решая вопрос о нежелательных знакомствах дочери, придумала один интересный ход. Если ей не нравился дочкин поклонник, у нее всегда была наготове убийственная фраза: «Да он, наверное, даже «Муму» не читал». Конечно, с человеком, получившим подобную характеристику, девушке из интеллигентной семьи продолжать отношения было ну никак невозможно. И после того, как несколько тогдашних приятелей моей подруги были таким образом заклеймены, при очередном знакомстве она сразу пыталась выяснить сакраментальный вопрос.

Но неудобно же спрашивать прямо вот так в лоб: читал ли ты «Муму»? Все мы учились в школе и уж до пятого-то класса доходили в основной своей массе (или в каком, там, проходят сие произведение И.С. Тургенева?). Поэтому, дабы не оскорбить раньше времени чувства своего возможного будущего друга, наша героиня придумала провести своеобразное социологическое исследование на тему: «Почему Герасим Муму утопил?»

Так она убивала сразу двух зайцев. Во-первых, косвенно тестировала кандидата. А во-вторых, выясняла волновавший ее с детства вопрос – почему Герасим это сделал?

Ну, действительно, почему? Идиот, садист! Зачем надо было убивать несчастную собачку, преданную ему как никто?! Признайтесь, неужели не переполняли ваше детское сердечко недоумение и бессильная ярость после прочтения этой жестокой повести? А уже позже, в более взрослом состоянии, умудренные каким-никаким жизненным опытом, не задавались ли вы тем же вопросом снова, и снова?

Так как по-вашему, почему Герасим Муму утопил?

Давайте задумаемся об этом еще раз.

Если вспомнить сюжет, барыня, она же работодатель одинокого дворника Герасима, сильно невзлюбила единственное близкое ему существо – собачку по прозвищу Муму (хозяин назвал ее так не потому, что всю жизнь мечтал о корове, а потому что по глухонемости своей ничего другого произнести не мог). В итоге пса «зачморили» вконец, а дворнику дали понять, что его собаки здесь быть не должно. После чего наш Герасим взял Муму, сел с ней в лодку, выплыл на середину реки, привязал собачке на шею камень и бросил за борт. Однако затем он не вернулся к барыне, как было бы логично предположить, а ушел в деревню, где и дожил свой немалый век в полном одиночестве. Спрашивается, зачем Герасим погубил животное, если и не собирался возвращаться на прежнее место? Как вы отвечали себе на этот вопрос?

Последний, конечно, можно поставить и шире – о чем рассказывает нам И.С. Тургенев в своей повести «Муму»?

Первая версия, каковую выдал моей подруге один из ее тогдашних оппонентов, рассказывает о влиянии чужого мнения на наши установки. Вот ее суть. Герасим завел собачку, полюбил. Та ему очень нравилась, и все у них было хорошо. Однако после многочисленных дурных суждений о псе его окружения (и особенно – авторитетной барыни!) Герасим засомневался: а, в самом деле, так ли уж хороша Муму, раз все вокруг ее ненавидят? Получается, что под давлением чужих мнений он просто-напросто разлюбил свою собаку и избавился от нее, как того требовала барыня. Но и вернуться к тем людям, которые сломали его хрупкое счастье, он не мог. Поэтому и ушел в деревню.

Другая версия, в целом, продолжает предыдущую. Герасим, прожив в обществе определенную часть жизни, принял решение покинуть его и стал отшельником именно потому, что не мог противостоять чужому давлению. Он понял, что нельзя остаться собой, сохранить в неприкосновенности свою индивидуальность, привязанности, предпочтения – вопреки мнению окружающих о нем и о том, что он ценит и любит. Герасим выбрал абсолютное одиночество, чтобы сохраниться как личность.

Третья версия, заслуживающая рассмотрения, настаивает на «странности русской души», проявляющейся, в частности, в импульсивности поступков и последующих угрызениях совести. Барыня Герасима изводила, настаивала на уничтожении собачки. Однажды тот не выдержал давления и Муму утопил. Затем раскаялся, от барыни ушел, от людей ушел, от зверей – и то ушел, стал отшельником и всю оставшуюся жизнь наслаждался чувством вины. Мораль: повинуясь внезапному порыву, подумай, насколько данное решение соответствует твоим истинным желаниям и потребностям – возможно, это не более чем острая, но кратковременная эмоциональная реакция на внешние обстоятельства.

Есть еще одна версия – о некоммуникабельности. Герасим плохо ладил с людьми, при этом, в целом, был законо- и барыне послушным работником. Поэтому и утопил любимого пса – барыня же велела. А ушел, потому что понял – не дано ему научиться гладко взаимодействовать в социуме. Отчаялся, бедный, освоить техники эффективной коммуникации. Здесь, как и в первой версии, подвели нашего героя комплекс неполноценности, неуверенность в себе и своих силах.

Все вышеперечисленные версии, по-разному рассматривающие суть повести Тургенева «Муму», безусловно, имеют право на существование. Какая из них ближе лично вам?

Или у вас есть своя собственная? Интересно. Может, поделитесь?

Кстати, неплохая психодиагностика…

 

© Жанна Русецкая, Москва, 2008