Мысли

Зарисовки

Статьи

Колонка Жанны Русецкой

Законы Жировой Клетки



На главную страницу

Статьи

Новичок в коллективе

Да! Свершилось! Поиск работы благополучно завершен. Собеседования пройдены, заполнены все анкеты… И вот вы на новом месте. Казалось бы, можно, наконец, вздохнуть свободно.

Но! Есть хорошие новости и есть плохие новости.

Плохие новости: теперь вам предстоит решать целый комплекс проблем под общим названием «трудности вхождения в новый коллектив».

Хорошие новости: перефразируя название известного фильма – все новички делают это.

Действительно, подобные трудности абсолютно естественны. Они сравнимы с возрастными кризисами, которые в течение жизни проходит каждый из нас. Успешно преодолевая их, мы становимся более опытными, сильными, мудрыми и уверенными в себе.

Между прочим

Человек, несколько раз менявший работу (исключая, конечно, так называемых «летунов»), является более ценным сотрудником. Он смел, энергичен, инициативен. Легко обучается, не боится перемен, открыт всему новому. Его профессиональный и человеческий кругозор значительно шире и разнообразнее, чем у того, кто всю жизнь просидел на одном месте.

Известно, например, что прогрессивный индивид, заинтересованный в развитии своего профессионализма, уже к двум годам работы в должности полностью изучает все ее аспекты. Он понимает: пора идти дальше. И если на этом этапе ему не предлагают повышения внутри организации – вынужден уволиться, чтобы искать счастья на стороне. Это совершенно нормально.

А уж трудиться более пяти лет в одном и том же качестве – просто нецелесообразно. Научно доказано, что в таких условиях происходит профессиональный застой. «Замыливается» глаз, работник регрессирует и становится малоэффективным. Именно на этом основано присвоение очередного звания офицерам – каждые два-пять лет, в зависимости от звания.

Такого же принципа придерживаются в развитых странах – на государственной службе и в крупных коммерческих фирмах. После двух-трех лет работы руководство рассматривает заявку сотрудника на повышение в должности и, как правило, удовлетворяет ее. Там никто не хочет терять качественного работника – это просто не выгодно.

Поэтому для людей, умудренных большим жизненным и трудовым опытом, никаких проблем вхождения в новый коллектив обычно не существует. Они хорошо знают, как себя вести, что делать в тех или иных ситуациях. Какие вопросы можно задавать, а какие не стоит. Прекрасно ориентируются в психологических тонкостях общения с коллегами. Что ж, их можно только от души поздравить и пожелать дальнейших творческих удач!

Мы же сегодня говорим о молодых, начинающих специалистах и о тех, кому впервые приходится вливаться в уже сложившуюся команду. Задача перед ними стоит непростая, но вполне решаемая.

Поверьте, вам она по плечу! Достаточно лишь придерживаться некоторых рекомендаций, и все получится.

Проблемы, с которыми сталкивается новичок в коллективе можно условно разделить на две большие группы: профессиональные(1) и коммуникационные(2). Первые непосредственно связанны с вашими служебными обязанностями, вторые – это проблемы общения с сослуживцами.

1. Многие молодые люди, придя на новое место работы, часто боятся или стесняются задавать вопросы. Некоторые из них считают, что своими расспросами докучают окружающим. Другим кажется это несолидным, мол, раз спрашиваешь о чем-либо, значит плохой ты специалист.

Когда по окончании института я пришла на свою первую работу, начальник сказал: «Не бойся спрашивать. Задавай любые вопросы, даже те, которые кажутся тебе глупыми. Потому что пройдет время и задавать их будет уже неудобно». Прекрасный совет!

На самом деле все понимают, что новому сотруднику (даже если он профессионал своего дела) необходима информация об особенностях работы именно на этом предприятии. Какие требования предъявляются к его теперешней должности, каких результатов от него ожидают. Как и что принято делать в данной организации в рамках его служебных обязанностей. Да мало ли что еще! А уж тем паче, если речь идет о начинающем специалисте.

Более того, как раз человек, вообще не задающий никаких вопросов, скорее насторожит и начальство, и коллег по работе.

Дорогие новички, смело просите совета у старожилов. Они будут рады помочь, и психологически вы тем самым настраиваете их в свою пользу. Люди любят оказывать услуги, особенно давать советы (!) – так они повышают свою самооценку. А значит, спрашивая и внимательно выслушивая ответ, вы доставляете им удовольствие.

Не уподобляйтесь, конечно, назойливой мухе. Здесь, как и во всем в жизни, желательно соблюдать золотую середину.

И еще одно маленькое замечание. Ваши вопросы должны касаться только содержательной стороны работы. Будьте профессиональны – спрашивайте по делу. А вот сходу выяснять, например: «Есть ли у вас тут неформальный лидер?» – или – «А кто тут числится в любовницах шефа?» – мягко говоря, глупо.

Равно как и навязывать свои порядки, принесенные с прежнего места службы.

2. Безусловно, общение с коллегами вне поля профессиональной деятельности – вещь более тонкая и хрупкая. С другой стороны, здесь действуют общечеловеческие законы коммуникации.

Два наиболее важных правила поведения в новом сообществе: нейтралитет и деликатность.

В любом коллективе существуют неформальные группировки, оппозиция, негласные лидеры, «любимчики» руководства, «козлы отпущения» и т.д., и т.п. Кто-то с кем-то дружит, кто-то кого-то не любит. Кого-то «выживают», кого-то продвигают…

Вы всего этого пока не знаете. Чем и пользуются частенько представители той или иной группировки, пытаясь перетянуть нового человека на свою сторону. Поддавшись эмоциям – не имея еще достаточно информации – можете сразу попасть в неприятную или даже опасную для себя историю. Оно вам нужно? Думаю, что нет.

Дайте себе время разобраться во всем. Постепенно вы выберете нужный стиль поведения внутри команды, частью которой станете. Ну а пока будьте нейтральны в проявлении своих эмоций.

Что же касается деликатности, то: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» (Мигель де Сервантес). Любому здравомыслящему человеку очевидно, что не стоит начинать вхождение в новый коллектив с грубости, агрессии, оскорблений. Однако с иронией, сленгом, жаргонизмами также бойтесь переусердствовать. В принципе, чувство юмора есть у каждого, но… не у всех оно совпадает. То, что кажется вам забавным, другого может задеть или обидеть.

Так что, «фильтруй базар, брателло» (шутка!). Иначе говоря, с осторожностью выбирайте выражения, избегайте до поры до времени острых тем в разговоре. Если вы хотите снискать уважение своих коллег, старайтесь быть доброжелательными и деликатными.

Последнее, кстати, нисколько не мешает вам твердо отстаивать свои права в коллективе. Вы имеете определенный круг служебных обязанностей, у вас есть собственное рабочее место, оборудованное необходимым инвентарем – на которые никто не должен посягать.

Нередки случаи проявления «офисной дедовщины» в виде нагружения нового сотрудника дополнительными поручениями или безвозвратного заимствования у него оргтехники. К этому вы должны быть готовы, с самого начала выяснив у руководства, в чем конкретно заключается ваша работа, и что вам положено иметь для ее осуществления.

После чего вы легко сможете отклонить предложения «старослужащих» поработать сверх нормы или отдать им ваш компьютер. Делайте это тактично, спокойно, но однозначно.

Есть еще такие бытовые моменты, как обеды, дни рождения, корпоративные вечера.

Обед – вещь необходимая и обязательная. Поэтому просто спросите: «Как, где и в какое время у вас принято принимать пищу?» – здесь нечего смущаться.

Вдруг попав на день рождения одного из сослуживцев без подарка (естественно, вы же не знали!) – тепло поздравьте его на словах, пожмите руку, скажите, что присоединяетесь к общеколлективным поздравлениям и пожеланиям. Если же вы стали свидетелем сбора денег на подарок к будущему торжеству, подойдите к активистам акции и ненавязчиво предложите свою посильную помощь: «Я вижу, вы готовите подарок нашему завтрашнему имениннику. Могу ли я поучаствовать?» Такое поведение вполне адекватно ситуации.

С корпоративными мероприятиями еще проще. Как правило, они проводятся по большим праздникам и на них приглашаются все сотрудники организации. В особо тяжелых случаях – когда руководство скупится финансировать вечеринку – каждому члену коллектива предлагают внести некую сумму в качестве билета на празднество. Тут уж решать вам, идти или нет.

В целом, главное – уметь слушать, видеть, наблюдать.

Напоследок хотелось бы привести одну очень умную мысль, прочитанную мной, наверное, еще лет в семнадцать, но запомнившуюся на всю жизнь: «Работа – это не семья». Комментарии излишни. Пусть каждый поймет ее, как считает нужным.

 

© Жанна Русецкая, Москва, 2005