Статьи

Люди и цели: ориентация на результат
Еще раз про самооценку
Мне не нравится моя жизнь...
Семья или карьера, профессия или материнство
Кто такой неудачник?
Проективные тесты
«Я постоянно опаздываю». Классификация причин
Булимия. Что стоит за этим?
Как влияет порядок рождения на дальнейшую судьбу и брак?
От любви до ненависти один шаг
Самооценка
Счастье – это когда тебя понимают…
Управление стрессом
Человеческая сексуальность
Страхи и фобии
Отрицательные эмоции
Критика. Как относиться?
Карьера или профессия
Гармоничный секс в браке: миф или реальность
Чего-то ты, Герасим, не договариваешь…
Ваш первый Новый Год
Женщина за рулем, или каждому свое
Побег из ипохондрии
Стресс (мини)
Богач, бедняк...
Брачное разнообразие
Водитель маршрутки
Зависть как сигнал для пересмотра своих приоритетов
Мужчины и порно
Новый Год для двоих
Страшные тайны нашей жизни
Что скрывает страх
Мне бы имидж изменить, пусть меня научат
Взрослый доволен своей жизнью
Интерес (эссе)
Дураки и дороги
Как выбраться из цейтнота
Личность внутри корпорации
Новичок в коллективе
Пешеходы на дорогах
Стоит ли возвращаться на прежнюю работу
Эффективное собеседование
Сильнейший тот, кто улыбается
Зависимость: две стратегии
Портрет госслужащего

Статьи
Законы Жировой Клетки
Зарисовки
Мысли
Колонка Жанны Русецкой


На главную страницу

Статьи

Водитель маршрутки

 

Есть такой анекдот. Везут полный автобус Буратин. Водила то резко тормозит, то стартует, как на гонках. Буратины летают по салону. Надоело им это и они давай орать: «Полегче! Не дрова везешь!»

Временами жертвам подобного вождения тоже хочется кричать, как те Буратины. А еще больше хочется побыстрее вырваться из «пыточной камеры» под названием «маршрутка». Частенько 15-минутная поездка в маршрутном такси по ощущениям вполне может заменить морской круиз на небольшом катере в сильный шторм. Похоже, на некоторых маршрутах стоило бы выдавать бумажные пакеты… на всякий случай.

Да, нам (пассажирам) с ними (водителями) бывает нелегко. А им с нами? Тоже, знаете, по-разному. Ведь далеко не каждый пассажир являет собой образец вежливости и великодушия. Случается отвлекают, нарушают, ругаются.

А водителю надо успевать и за дорогой следить, и с публикой общаться, и конфликты разрешать. Здесь необходим не только высокий класс вождения, но и недюжинный талант психолога. Согласны?

Лет эдак 25-30 назад в моде были такие понятия, как профориентация, профпригодность. Прежде чем вступить в должность, кандидат должен был доказать, что он для нее годится. Тем более это касалось специальностей, где от человека напрямую зависят жизни людей.

Так, к водителю муниципального автотранспорта предъявлялись определенные требования. Правда, требования эти в основном касались навыков и умений в технике вождения автомобиля. Справедливости ради следует отметить – планка была весьма высокой. Начиная с того, что водительское удостоверение имело две формы: «без права...» и «с правом работы по найму», т.е. для любителей и профессионалов – с соответствующими условиями приема экзаменов в ГАИ.

Теперь же об этом приходится только ностальгически вспоминать. Любой, худо-бедно умеющий водить машину и имеющий «права» (неизвестно еще, кстати говоря, как полученные) может устраиваться на работу водителем. К тому же: «Требуются, требуются, требуется…» – во всех транспортных парках, на всех автостанциях. Действительно, на сегодняшний день ситуация неутешительная, и лозунг «Доверьтесь профессионалам!» чаще всего звучит как насмешка.

Однако даже в описанные выше благополучные годы никто не учитывал психологические особенности личности водителя – зачастую влияющие на качество его работы в большей степени, чем водительские навыки.

Но надо все-таки надеяться на лучшее – кто знает, а вдруг однажды ситуация исправится. Давайте в этой связи порассуждаем (на будущее), какими качествами должен обладать водитель – помимо профессионального мастерства и отличного знания правил дорожного движения, что само собой разумеется.

Первое, что приходит в голову, – выдержка, терпение. Да, это правильно, с одной стороны. Но, с другой – выдержка выдержке рознь. Если человек постоянно сдерживается, загоняя раздражение внутрь, то рано или поздно эта «бомба» замедленного действия взорвется. Грянет «взрыв» – тем больший, чем более долго и упорно человек консервировал свои негативные эмоции. И что это будет за «теракт», когда и где он выйдет наружу, не знает никто – особенно сам «эпицентр» взрыва – наш бедный шофер.

В лучшем для нас, пассажиров, в худшем для него случае бесконечное терпение ударит по здоровью водителя, и он просто не сможет далее продолжать свою профессиональную деятельность. А если нервный срыв случится прямо на работе, когда салон полон народу, а проезжая часть – машин?.. Нет, не хотелось бы.

Поэтому в первую очередь водитель, на мой взгляд, должен быть гипоагрессивным. Говоря простым языком – иметь спокойный нрав. В идеале – доброжелательный. То есть так называемый «счастливый характер».

Помню, еду однажды на троллейбусе 9-го маршрута по проспекту Мира, задумчивая, невеселая что-то, и вдруг слышу: «Осторожно, двери закрываются. «Банный переулочек» – следующая остановочка!». Тут же настроение поднялось, захотелось улыбнуться – и не только мне одной. Люди выходили из троллейбуса радостные, со светлыми лицами. Давно, правда, это было…

Не секрет, что сейчас стало больше агрессии вообще. Понятные обстоятельства вынуждают людей бороться за жизнь – как в прямом, так и в переносном смысле слова. Особенно это ощущается в мегаполисе, где среда многонаселенная, жесткая, и совсем не добрая. Количество автомобилей на улицах значительно увеличилось, равно как и пассажиропоток. Все спешат, всем некогда, каждому надо быстрее. Суета, нервы, раздражение.

Ну, как тут без позитива? Не выживешь!

Получается, что самое главное качество сегодняшнего водителя, помогающее ему справиться с ситуацией как внутри маршрутки, так и вовне ее – это ЧУВСТВО ЮМОРА.

И вот с оным как раз у наших нынешних героев все нормально (см. ниже), что вселяет в нас надежду на будущее. Дорогие потенциальные пассажиры, можем поздравить друг друга – все будет хорошо!

В доказательство приводим подборку реальных объявлений, вывешенных в маршрутных такси.

 

НАДПИСИ В МАРШРУТКАХ

·   «Внимание!!! В случае сильного хлопка дверью автоматически активируется механизм метания монтировки. Будьте бдительны!»

·   «Вовремя оплаченный проезд сохраняет зубы лучше, чем зубная паста»

·   «Водитель глухой и на неуверенный шепот не реагирует»

·   «Водитель не осьминог, всем сразу сдачу дать не может»

·   «Граждане! Не хлопайте сильно дверью, она может отвалиться и упасть вам на ноги»

·   «Земля – народу. Заводы – рабочим. Деньги – ВОДИТЕЛЮ!»

·  «Книга жалоб и предложений находится в следующей машине»

·  «Конкурс «КТО ГРОМЧЕ ХЛОПНЕТ ДВЕРЬЮ» кончился, все призы розданы»

·  «Кто хлопнет дверью, тот станет льготником...»

·   «На вопрос: «Когда поедем?» водитель не отвечает»

·   На месте впереди: «Места для трезвых и худых»

·   На месте, рядом с водителем: «Место для камикадзе»

·   «О нужной остановке объявляйте ЗАБЛАГОВРЕМЕННО и кричите об этом, как будто вы пять минут назад ее проехали»

·  «Остановки говорите заранее и громче, водитель глухой и ему нужно время, чтобы поставить протез на тормоз».

·  «Остановок под названием «Тута» и «Здеся» на маршруте нет»

·  «Просьба семечки, орешки и бананы есть вместе с кожурой!»

·  «Тише скажешь – дальше выйдешь!»

·  «Убедительная просьба, не хлопайте дверью!» Была дописка: «для этого потренируйтесь дома, на холодильнике»

·  «Чем дольше вы молчите – тем дальше вас везут»

·  «Это не Билайн – все входящие платят»

 

© Жанна Русецкая, Москва, 2006