Мысли

Зарисовки

Статьи

Колонка Жанны Русецкой

Законы Жировой Клетки



На главную страницу

Статьи

Критика. Как относиться?

Любите ли вы, когда вас критикуют? Ответ очевиден: «Конечно, нет!» – скажет большинство из нас. И, действительно, что хорошего в критике? Самолюбие страдает. Спад настроения обеспечен…

Но давайте подумаем, а так ли уж критика плоха? Всегда ли это только негатив? Вредит ли она нам или, наоборот, помогает в себе что-то скорректировать, улучшить? Какую пользу можно извлечь из критики? Как относиться к различным ее видам?

Перефразируя известного героя Тома Хэнкса из фильма «Форест Гамп», критика критике рознь. Известно, что существуют критика и критиканство. Основная разница между этими двумя понятиями заключена в следующем. Критика, хотя и облечена в нелицеприятную форму, все же направлена на изменение ситуации или некоторых качеств человека к лучшему. Следовательно, критикующий так или иначе настроен на позитив – и с этим трудно не согласиться.

Допустим, начальник поручил вам составить некий документ или, скажем, отчет. Вы, не покладая рук, трудились над задачей несколько дней, и сдали бумагу точно в срок, оставшись вполне собой довольным. Однако ваш босс, изучив представленную вами работу, разобрал ее, что называется, «по косточкам». Понятно, критика – штука неприятная, сомнений нет. А если все же посмотреть на нее не как на «ругань», а как на получение обратной связи: зато теперь вы знаете, что у вас получается хорошо, а над чем еще надо поработать, на что надо будет обратить особое внимание в следующий раз? Таким образом, вы стали обладателем некоего «тайного знания», до которого самостоятельно еще не скоро бы дошли.

Критиканство же – это, скорее, «искусство ради искусства». Его целью является критика как таковая. Критикуемый в данном случае лишь мишень, инструмент для оттачивания «мастерства». Получается, что это своего рода «школа злословия», не более. И тут вы уже вполне вправе пропустить нелицеприятные высказывания в свой адрес мимо ушей или даже дать отпор злобствующему оппоненту.

Так что имеет смысл различать указанные два понятия – и по форме, и по содержанию – и относиться к ним ровно так, как они того заслуживают.

Можно также взглянуть на проблему и под иным углом – с точки зрения целесообразности выборочного восприятия того, что мы слышим от окружающих. С одной стороны, полезно слушать и слышать других людей, брать «рациональное зерно» из сказанного и использовать это в целях саморазвития. С другой – нужно уметь «фильтровать» потоки льющихся на нас слов, учитывать субъективность восприятия мира каждым из нас, возможное ошибочное мнение другого человека, отличные от наших воспитание, убеждения, установки и т.д., и т.п.

Иными словами, критика, как и многие явления в нашей жизни, многогранна и неоднозначна. В ней заложен огромный потенциал, способный подарить нам возможность развиваться, самосовершенствоваться, выйти на более высокую ступень профессионализма или на новый виток близких взаимоотношений. Одновременно критика таит в себе и немало опасностей для человека – от возникновения обиды до комплекса неполноценности, от временной потери эффективности до полного отказа от начатого дела. По-видимому, с ней надо обращаться очень бережно и осторожно. Причем как самим критикующим, так и критикуемым необходимо соблюдать определенную технику безопасности в обращении с таким нужным, но весьма трудоемким в эксплуатации «предметом», как критика.

 

Для интернет-портала «Психологический навигатор»

© Жанна Русецкая, Москва, 2008