Статьи
Про обратную связь
Недавно обратила внимание, что все реже сталкиваюсь с сопротивлением участников на обратной связи. За исключением отдельных случаев общения с людьми определенного психического склада, обсуждение сильных сторон и ограничений проходит очень конструктивно. Нередко участники искренне, а иногда и с удивлением говорят: «я с вами согласен»; «не ожидал, что вы так точно обо мне расскажете», и даже: «я шел сюда с большим скепсисом, но ничего, из того, что вы сказали, не вызвало у меня желания поспорить»...
И задумалась, почему так.
С одной стороны, идея постоянного развития становится все более актуальной. Продвинутые компании и руководители принимают ее на вооружение. Отношение к обратной связи меняется: не критика, а полезный инструмент самосовершенствования.
С другой, консультанту необходимо постоянно развивать умение доходчиво выражать свои мысли и аргументировать позицию.
Однако одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность обратной связи, является посыл, с которым консультант эту обратную связь дает.
Хочу поделиться собственным опытом, а также многочисленными наблюдениями за начинающими экспертами по оценке, которых обучала.
Многие из нас последовательно проходили следующие стадии.
1. Молодые (в профессиональном плане) консультанты горят желанием изо всех сил причинить участникам добро. Подобная родительская позиция неизбежно вызывает сопротивление.
2. Некоторые консультанты, теоретически поднаторев в современных управленческих подходах, стремятся «подарить мудрость и знание» «неразумному» участнику. Мало учитывая при этом, что обычно мы имеем дело с состоявшимися, успешными руководителями с большим практическим опытом и достижениями в сферах довольно поверхностно нам знакомых. Вполне понятно, что поза всезнающего гуру вызывает у них снисходительную улыбку и/или раздражение.
3. Так, постепенно мы приходим к позиции «на равных». Обратная связь – это беседа двух профессионалов. Каждый из нас обладает опытом и знаниями в своей области. Я безусловно признаю и искренне уважаю заслуги и достижения участника (даже если он во многом не соответствует принятой в компании модели компетенций). При этом готова поделиться – возможно – полезными для него сведениями, помочь в том, что он хотел бы изменить. Я «играю открытыми картами», не манипулирую, не пытаюсь «продать» свои услуги, не давлю – я лишь предлагаю информацию, и участник сам решает, в каком объеме он хочет ей воспользоваться.
Я считаю такой подход наиболее экологичным и потенциальным для обеих сторон.
И мне бывает немного грустно, когда некоторые компании настаивают на том, чтобы консультанты любыми способами принудили участников к каким-то конкретным действиям*.
В начале ассессмент-центра часто желаю участникам получить для себя пользу от процедуры. И обратная связь по итогам оценки мне видится хорошим инструментом для этого.
* И это отдельная тема – про уровень развития организации/HR-службы/внутренних коммуникаций...
© Москва, 12 декабря 2019