Статьи

Про обратную связь
Девушки 50 лет
Люди и цели: ориентация на результат
Еще раз про самооценку
Мне не нравится моя жизнь...
Семья или карьера, профессия или материнство
Кто такой неудачник?
Проективные тесты
«Я постоянно опаздываю». Классификация причин
Булимия. Что стоит за этим?
Как влияет порядок рождения на дальнейшую судьбу и брак?
От любви до ненависти один шаг
Самооценка
Счастье – это когда тебя понимают…
Управление стрессом
Человеческая сексуальность
Страхи и фобии
Отрицательные эмоции
Критика. Как относиться?
Карьера или профессия
Гармоничный секс в браке: миф или реальность
Чего-то ты, Герасим, не договариваешь…
Ваш первый Новый Год
Женщина за рулем, или каждому свое
Побег из ипохондрии
Стресс (мини)
Богач, бедняк...
Брачное разнообразие
Водитель маршрутки
Зависть как сигнал для пересмотра своих приоритетов
Мужчины и порно
Новый Год для двоих
Страшные тайны нашей жизни
Что скрывает страх
Мне бы имидж изменить, пусть меня научат
Взрослый доволен своей жизнью
Интерес (эссе)
Дураки и дороги
Как выбраться из цейтнота
Личность внутри корпорации
Новичок в коллективе
Пешеходы на дорогах
Стоит ли возвращаться на прежнюю работу
Эффективное собеседование
Дураки и дороги
Дураки и дороги
Интерес (эссе)
Как выбраться из цейтнота
Личность внутри корпорации
Сильнейший тот, кто улыбается
Зависимость: две стратегии
Портрет госслужащего

Мысли

Зарисовки

Статьи

Колонка Жанны Русецкой

Законы Жировой Клетки



На главную страницу

Статьи

Чего-то ты, Герасим, не договариваешь…

В юности была у меня подруга, мама которой, решая вопрос о нежелательных знакомствах дочери, придумала один интересный ход. Если ей не нравился дочкин поклонник, у нее всегда была наготове убийственная фраза: «Да он, наверное, даже «Муму» не читал». Конечно, с человеком, получившим подобную характеристику, девушке из интеллигентной семьи продолжать отношения было ну никак невозможно. И после того, как несколько тогдашних приятелей моей подруги были таким образом заклеймены, при очередном знакомстве она сразу пыталась выяснить сакраментальный вопрос.

Но неудобно же спрашивать прямо вот так в лоб: читал ли ты «Муму»? Все мы учились в школе и уж до пятого-то класса доходили в основной своей массе (или в каком, там, проходят сие произведение И.С. Тургенева?). Поэтому, дабы не оскорбить раньше времени чувства своего возможного будущего друга, наша героиня придумала провести своеобразное социологическое исследование на тему: «Почему Герасим Муму утопил?»

Так она убивала сразу двух зайцев. Во-первых, косвенно тестировала кандидата. А во-вторых, выясняла волновавший ее с детства вопрос – почему Герасим это сделал?

Ну, действительно, почему? Идиот, садист! Зачем надо было убивать несчастную собачку, преданную ему как никто?! Признайтесь, неужели не переполняли ваше детское сердечко недоумение и бессильная ярость после прочтения этой жестокой повести? А уже позже, в более взрослом состоянии, умудренные каким-никаким жизненным опытом, не задавались ли вы тем же вопросом снова, и снова?

Так как по-вашему, почему Герасим Муму утопил?

Давайте задумаемся об этом еще раз.

Если вспомнить сюжет, барыня, она же работодатель одинокого дворника Герасима, сильно невзлюбила единственное близкое ему существо – собачку по прозвищу Муму (хозяин назвал ее так не потому, что всю жизнь мечтал о корове, а потому что по глухонемости своей ничего другого произнести не мог). В итоге пса «зачморили» вконец, а дворнику дали понять, что его собаки здесь быть не должно. После чего наш Герасим взял Муму, сел с ней в лодку, выплыл на середину реки, привязал собачке на шею камень и бросил за борт. Однако затем он не вернулся к барыне, как было бы логично предположить, а ушел в деревню, где и дожил свой немалый век в полном одиночестве. Спрашивается, зачем Герасим погубил животное, если и не собирался возвращаться на прежнее место? Как вы отвечали себе на этот вопрос?

Последний, конечно, можно поставить и шире – о чем рассказывает нам И.С. Тургенев в своей повести «Муму»?

Первая версия, каковую выдал моей подруге один из ее тогдашних оппонентов, рассказывает о влиянии чужого мнения на наши установки. Вот ее суть. Герасим завел собачку, полюбил. Та ему очень нравилась, и все у них было хорошо. Однако после многочисленных дурных суждений о псе его окружения (и особенно – авторитетной барыни!) Герасим засомневался: а, в самом деле, так ли уж хороша Муму, раз все вокруг ее ненавидят? Получается, что под давлением чужих мнений он просто-напросто разлюбил свою собаку и избавился от нее, как того требовала барыня. Но и вернуться к тем людям, которые сломали его хрупкое счастье, он не мог. Поэтому и ушел в деревню.

Другая версия, в целом, продолжает предыдущую. Герасим, прожив в обществе определенную часть жизни, принял решение покинуть его и стал отшельником именно потому, что не мог противостоять чужому давлению. Он понял, что нельзя остаться собой, сохранить в неприкосновенности свою индивидуальность, привязанности, предпочтения – вопреки мнению окружающих о нем и о том, что он ценит и любит. Герасим выбрал абсолютное одиночество, чтобы сохраниться как личность.

Третья версия, заслуживающая рассмотрения, настаивает на «странности русской души», проявляющейся, в частности, в импульсивности поступков и последующих угрызениях совести. Барыня Герасима изводила, настаивала на уничтожении собачки. Однажды тот не выдержал давления и Муму утопил. Затем раскаялся, от барыни ушел, от людей ушел, от зверей – и то ушел, стал отшельником и всю оставшуюся жизнь наслаждался чувством вины. Мораль: повинуясь внезапному порыву, подумай, насколько данное решение соответствует твоим истинным желаниям и потребностям – возможно, это не более чем острая, но кратковременная эмоциональная реакция на внешние обстоятельства.

Есть еще одна версия – о некоммуникабельности. Герасим плохо ладил с людьми, при этом, в целом, был законо- и барыне послушным работником. Поэтому и утопил любимого пса – барыня же велела. А ушел, потому что понял – не дано ему научиться гладко взаимодействовать в социуме. Отчаялся, бедный, освоить техники эффективной коммуникации. Здесь, как и в первой версии, подвели нашего героя комплекс неполноценности, неуверенность в себе и своих силах.

Все вышеперечисленные версии, по-разному рассматривающие суть повести Тургенева «Муму», безусловно, имеют право на существование. Какая из них ближе лично вам?

Или у вас есть своя собственная? Интересно. Может, поделитесь?

Кстати, неплохая психодиагностика…

 

© Жанна Русецкая, Москва, 2008