Статьи
Водитель маршрутки
Есть такой анекдот. Везут полный автобус Буратин. Водила то резко тормозит, то стартует, как на гонках. Буратины летают по салону. Надоело им это и они давай орать: «Полегче! Не дрова везешь!»
Временами жертвам подобного вождения тоже хочется кричать, как те Буратины. А еще больше хочется побыстрее вырваться из «пыточной камеры» под названием «маршрутка». Частенько 15-минутная поездка в маршрутном такси по ощущениям вполне может заменить морской круиз на небольшом катере в сильный шторм. Похоже, на некоторых маршрутах стоило бы выдавать бумажные пакеты… на всякий случай.
Да, нам (пассажирам) с ними (водителями) бывает нелегко. А им с нами? Тоже, знаете, по-разному. Ведь далеко не каждый пассажир являет собой образец вежливости и великодушия. Случается – отвлекают, нарушают, ругаются.
А водителю надо успевать и за дорогой следить, и с публикой общаться, и конфликты разрешать. Здесь необходим не только высокий класс вождения, но и недюжинный талант психолога. Согласны?
Лет эдак 25-30 назад в моде были такие понятия, как профориентация, профпригодность. Прежде чем вступить в должность, кандидат должен был доказать, что он для нее годится. Тем более это касалось специальностей, где от человека напрямую зависят жизни людей.
Так, к водителю муниципального автотранспорта предъявлялись определенные требования. Правда, требования эти в основном касались навыков и умений в технике вождения автомобиля. Справедливости ради следует отметить – планка была весьма высокой. Начиная с того, что водительское удостоверение имело две формы: «без права...» и «с правом работы по найму», т.е. для любителей и профессионалов – с соответствующими условиями приема экзаменов в ГАИ.
Теперь же об этом приходится только ностальгически вспоминать. Любой, худо-бедно умеющий водить машину и имеющий «права» (неизвестно еще, кстати говоря, как полученные) может устраиваться на работу водителем. К тому же: «Требуются, требуются, требуется…» – во всех транспортных парках, на всех автостанциях. Действительно, на сегодняшний день ситуация неутешительная, и лозунг «Доверьтесь профессионалам!» чаще всего звучит как насмешка.
Однако даже в описанные выше благополучные годы никто не учитывал психологические особенности личности водителя – зачастую влияющие на качество его работы в большей степени, чем водительские навыки.
Но надо все-таки надеяться на лучшее – кто знает, а вдруг однажды ситуация исправится. Давайте в этой связи порассуждаем (на будущее), какими качествами должен обладать водитель – помимо профессионального мастерства и отличного знания правил дорожного движения, что само собой разумеется.
Первое, что приходит в голову, – выдержка, терпение. Да, это правильно, с одной стороны. Но, с другой – выдержка выдержке рознь. Если человек постоянно сдерживается, загоняя раздражение внутрь, то рано или поздно эта «бомба» замедленного действия взорвется. Грянет «взрыв» – тем больший, чем более долго и упорно человек консервировал свои негативные эмоции. И что это будет за «теракт», когда и где он выйдет наружу, не знает никто – особенно сам «эпицентр» взрыва – наш бедный шофер.
В лучшем для нас, пассажиров, в худшем для него случае бесконечное терпение ударит по здоровью водителя, и он просто не сможет далее продолжать свою профессиональную деятельность. А если нервный срыв случится прямо на работе, когда салон полон народу, а проезжая часть – машин?.. Нет, не хотелось бы.
Поэтому в первую очередь водитель, на мой взгляд, должен быть гипоагрессивным. Говоря простым языком – иметь спокойный нрав. В идеале – доброжелательный. То есть так называемый «счастливый характер».
Помню, еду однажды на троллейбусе 9-го маршрута по проспекту Мира, задумчивая, невеселая что-то, и вдруг слышу: «Осторожно, двери закрываются. «Банный переулочек» – следующая остановочка!». Тут же настроение поднялось, захотелось улыбнуться – и не только мне одной. Люди выходили из троллейбуса радостные, со светлыми лицами. Давно, правда, это было…
Не секрет, что сейчас стало больше агрессии вообще. Понятные обстоятельства вынуждают людей бороться за жизнь – как в прямом, так и в переносном смысле слова. Особенно это ощущается в мегаполисе, где среда многонаселенная, жесткая, и совсем не добрая. Количество автомобилей на улицах значительно увеличилось, равно как и пассажиропоток. Все спешат, всем некогда, каждому надо быстрее. Суета, нервы, раздражение.
Ну, как тут без позитива? Не выживешь!
Получается, что самое главное качество сегодняшнего водителя, помогающее ему справиться с ситуацией как внутри маршрутки, так и вовне ее – это ЧУВСТВО ЮМОРА.
И вот с оным как раз у наших нынешних героев все нормально (см. ниже), что вселяет в нас надежду на будущее. Дорогие потенциальные пассажиры, можем поздравить друг друга – все будет хорошо!
В доказательство приводим подборку реальных объявлений, вывешенных в маршрутных такси.
НАДПИСИ В МАРШРУТКАХ
· «Внимание!!! В случае сильного хлопка дверью автоматически активируется механизм метания монтировки. Будьте бдительны!»
· «Вовремя оплаченный проезд сохраняет зубы лучше, чем зубная паста»
· «Водитель глухой и на неуверенный шепот не реагирует»
· «Водитель не осьминог, всем сразу сдачу дать не может»
· «Граждане! Не хлопайте сильно дверью, она может отвалиться и упасть вам на ноги»
· «Земля – народу. Заводы – рабочим. Деньги – ВОДИТЕЛЮ!»
· «Книга жалоб и предложений находится в следующей машине»
· «Конкурс «КТО ГРОМЧЕ ХЛОПНЕТ ДВЕРЬЮ» кончился, все призы розданы»
· «Кто хлопнет дверью, тот станет льготником...»
· «На вопрос: «Когда поедем?» водитель не отвечает»
· На месте впереди: «Места для трезвых и худых»
· На месте, рядом с водителем: «Место для камикадзе»
· «О нужной остановке объявляйте ЗАБЛАГОВРЕМЕННО и кричите об этом, как будто вы пять минут назад ее проехали»
· «Остановки говорите заранее и громче, водитель глухой и ему нужно время, чтобы поставить протез на тормоз».
· «Остановок под названием «Тута» и «Здеся» на маршруте нет»
· «Просьба семечки, орешки и бананы есть вместе с кожурой!»
· «Тише скажешь – дальше выйдешь!»
· «Убедительная просьба, не хлопайте дверью!» Была дописка: «для этого потренируйтесь дома, на холодильнике»
· «Чем дольше вы молчите – тем дальше вас везут»
· «Это не Билайн – все входящие платят»
© Жанна Русецкая, Москва, 2006